Кирилл Маренин, Михаил Чкаников
В разгаре путина, а в море вышло на 50 рыболовецких судов меньше, чем год назад. Причина - высокие затраты на дизельное топливо. Вчера эту проблему обсуждали на специальном совещании в Петропавловске-Камчатском.
Если в начале 2007 года тонна обходилась рыбакам в 14,5 тысячи рублей, то в середине этого лета подскочила до 30,5 тысячи. Чтобы рыболовная отрасль страны не "утонула" из-за высоких цен на топливо, рыбаки предлагают государству скоординировать усилия. Члены Ассоциации добытчиков минтая, например, настаивают на бюджетных дотациях. И в ответ готовы модернизировать флот так, чтобы заправляться сравнительно дешевым мазутом, а не дорогой соляркой.
Кстати, российское правительство уже рассматривает возможность выделить рыбакам на компенсацию роста цен на горючее 4,7 миллиарда рублей. Проект постановления, по словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, уже готов. Но, судя по всему, дотации на топливо получат только те компании, которые разгружают рыбу на российском берегу. И таким образом насыщают рыбой наш рынок, дают больше рабочих мест жителям прибрежных городов и налогов в казну.
Но многие рыбаки недовольны. Они считают, что поддерживать надо в первую очередь наиболее эффективные компании. Да и сумма дотаций их не устраивает: за год, по словам рыбаков, они всем скопом тратят на горючее около 50 миллиардов рублей. Значит, поддержку получат всего на 10 процентов.
"На вылов тонны рыбы вы тратите в два раза больше топлива, чем в соседних странах", - напомнил критически настроенным рыбопромышленникам Андрей Крайний. В Норвегии, например, чтобы поймать тонну трески, сжигают 200 килограммов горючего, а у нас в России - 406 килограммов. Понятно, что при такой разнице в расходах на рынке трудно конкурировать.
Кстати, эта проблема родилась как раз из-за дотаций на топливо. Точнее, из-за неразумного механизма государственной поддержки рыбной отрасли в СССР. У нас рыбакам просто покрывали за счет бюджета расходы на топливо. В результате та же треска была в магазинах очень дешевой, но пароходы строились очень "прожорливые". Норвежцы и японцы в то время тоже дотировали свой рыбный бизнес, но только при условии, что суда будут переведены с солярки на дешевый мазут. И вообще будут жечь меньше топлива.
Теперь рыбаки в соседних странах оказались в гораздо более выгодном положении, чем наши. Ассоциация добытчиков минтая предлагает, по сути дела, нагнать упущенное время. Герман Зверев полагает, что государство должно помимо прямого дотирования топлива еще и перевести на единый сельскохозяйственный налог все рыбопромышленные предприятия, а не только те, у которых есть рыбопереработка на берегу, как это принято сейчас. Это даст возможность отрасли сэкономить порядка 25 миллиардов рублей в год - серьезная добавка к дотации. Кроме того, минтайщики просят от правительства официального решения о наделении рыбаков долями квот на вылов водных биоресурсов не на 5 лет, как прежде, а на 10. Такая норма есть в обновленном законе о рыболовстве, но требуется еще и соответствующее постановление правительства. По мнению Германа Зверева, при десятилетнем горизонте планирования в отрасль придут "длинные дешевые деньги", которых так не хватает для модернизации судов.
В ответ Ассоциация добытчиков минтая обязуется вложить деньги в модернизацию своего флота - заменить двигатели на более экономичные и наладить глубокую переработку рыбы в море. Кроме того, рыбаки намерены вкладывать средства и в нематериальные активы. Сейчас доступ российской переработанной рыбы на рынки многих государств закрыт нетарифными барьерами - нет соответствующих сертификатов. Минтайщики активно заняты их получением - из 800 тысяч тонн российского минтая на нашем берегу находят спрос только около 250 тысяч тонн. Остальное продается за кордон, причем в виде дешевого сырья, а не ценного продукта питания.
На первый взгляд кажется, что предложение облегчить экспорт расходится с намерениями правительства доставить как можно больше рыбы на российский берег. Но, с другой стороны, мы своего минтая, положа руку на сердце, и в грош не ставим. А японцы, китайцы и корейцы отрывают с руками. Эксперты уверены, что по крайней мере в ближайшие годы минтай останется преимущественно экспортным товаром.
Еще рыбаки обещают и впредь консолидировать действия при экспорте и охране рыбных богатств страны. Ассоциация добытчиков минтая уже стала инициатором наведения порядка на рынке икры. После того как выход икры был в правилах рыболовства ограничен 4,5 процента, биомасса минтая в Охотском море возросла, по оценкам экспертов, в 3 раза. А цена на икру на внешнем рынке поднялась в полтора раза. От этого, конечно, выиграло и государство - в стратегической перспективе. Но в большей степени - сами рыбаки.
Очевидно, теперь правительству предстоит решить, насколько выгодные условия партнерства предлагают рыбаки. В конце концов, только что принята федеральная целевая программа развития рыболовства, по которой рыбопромышленники в обмен на модернизацию флота и развитие рыбопереработки получат от государства реконструкцию портовых сооружений. Скорее всего рыбакам придется уступить государству больше, чем им хотелось бы.
Правительство рассматривает возможность выделить рыбакам на компенсацию роста цен на горючее 4,7 миллиарда рублей. Фото: ИТАР-ТАСС
Источник: Российская газета
|