О государственном контроле за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности маломерных судов, их всестороннему оснащению, а так же подготовке и аттестации судоводителей |
|
 |
Отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием маломерных судов, регулируются, в общем случае, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми (подзаконными) актами, издаваемыми в их развитие и на их основе. В настоящее время единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, поднадзорными ГИМС МСЧ России, требования к их техническому состоянию, объемы и условия технических освидетельствований (специальных осмотров) установлен соответствующими Правилами - Приказом МЧС России от 29.06. 2005 года "Правила технического надзора за маломерными судами, базами, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах", утвержденными в установленном порядке и зарегистрированными в Минюсте России.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, регистрации и учету в органах ГИМС подлежат принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главным двигателем мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 кг. И надувных судов - менее 225 кг. Морские прогулочные суда пассажировместимостью 12 человек и менее регистрируются в ГИМС независимо от мощности двигателя и вместимости. Техническое освидетельствование (ТО) проводится с целью осуществления контроля за выполнением судовладельцами требований государственных и иных стандартов и нормативных документов по техническому состоянию судна, а также для определения его фактического технического состояния и годности к безопасной эксплуатации. ТО судна проводится по месту жительства (прописки) физического лица (месту нахождения судовладельца - юридическому адресу предприятия, организации, учреждения) или по месту постоянного базирования судна. В Центре ГИМС МЧС России по Магаданской области имеется группа технического надзора в составе старшего госинспектра и двух специалистов. Места развертывания, время и организация работы доведены до судоводителей. ТО проводится, как правило, на плаву. В необходимых случаях госинспектор вправе потребовать от судовладельца создания дополнительных условий осмотра (крена, дифферента, подъема на берег и т.д.) для объективного заключения. Предъявляемое к освидетельствованию судно должно иметь хороший внешний вид, корпус, оборудование и механизмы чистые, лакокрасочное покрытие не повреждено, положенные надписи и номер ясно различимы, подтеки ГСМ и вода в трюме отсутствует. Любое ТО судна начинается с проверки соответствия типа, модели, бортовых номеров, номеров двигателей (подвесных лодочных моторов), другим данным , занесенным в судовой билет. В случае обнаружения признаков подделки судовых документов, спиливания или несанкционированного нанесения номеров на корпус судна, двигателях или иных номерных агрегатов, составляется акт и берется объяснение у судовладельца. При необходимости указанные документы передаются в органы внутренних дел. ТО подразделяется на первичное, ежегодное, специальный техосмотр, Первичное ТО - при регистрации и постановке судна на учет, при утрате судового билета и направлено на проверку соответствия элементов судна проекту, определение техсостояния корпуса, механизмов, систем. При этом устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности, пассажировместимости, предельной мощности и количеству двигателей, району плавания, удаления от берега, высоте волны, надводному борту, осадке, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, в том числе, медицинской аптечкой. Установленные условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна и в судовую книгу. Ежегодное ТО проводится, как правило, с началом навигации и имеет целью проверку неизменности основных элементов судна, его техническое состояние, соответствие оснащенности и оборудования, готовности маломерного судна к плаванию, уточнение условий эксплуатации. При проведении ТО судовладелец предъявляет судовой билет и платежные документы за проведение работ. Поскольку контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских осмотров осуществляется должностными лицами ГИМС, то госинспектор вправе потребовать от судовладельца предъявления справки о годности к управлению судном, установленной формы. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров судоводителей маломерных судов утверждается Минздравом России. Специальный ТО - для определения техсостояния судна после капитального ремонта, или переоборудования судна. Для определения годности судна к плаванию предусматриваются три оценки: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к эксплуатации". В случае когда судно "годное" в судовом билете проставляется дата и отметка (штамп) с подписью госинспектора. Суда получившие "ограниченно годное" могут быть допущены к плаванию с ограничениями, которые вносятся в судовой билет и судовую книгу. При получении оценки техсостояния судна "запрещенное к эксплуатации" отметка в судовом билете не делается, составляется акт технического состояния в 2-х экземплярах, один экземпляр передается судовладельцу в котором указываются причины запрещения эксплуатации судна. После устранения указанных в акте недостатков судно представляется к повторному освидетельствованию на общих основаниях. Контроль за техническим состоянием судов в процессе эксплуатации непосредственно на водоемах проводится в рамках осуществления общего контроля за безопасностью плавания маломерных судов и имеет целью недопущение эксплуатации судов с техническими неисправностями, при наличии которых пользование маломерными судами запрещено. Должностным лицам ГИМС дано право запрещать пользование поднадзорными судами при наличии технических неисправностей, в том числе по снабжению и оборудованию судна не соответствующим нормам, указанным в судовом билете (например, отсутствие медицинской аптечки). Данные о проведении технического осмотра в Центре ГИМС МЧС России по Магаданской области приведены в таблице:
Наименование участка Состоит на учете Прошли ТО Оценка Годное Ограниченно годное Запрещенное к эксплуатации Магаданский 5110 2345 2334 11 7 Ольский 600 470 468 2 2 Колымский 5 5 5 - - Синегорский 5 5 5 - - Северо-Эвенский 22 22 21 1 1 Всего 5742 2847 2833 14 10
Порядок приема экзаменов, аттестации судоводителей, выдачи удостоверений на право управления маломерным судном, а также проверки знаний судоводителями установлен Приказом МЧС России от 29.11.2005 года, утвержденными в установленном порядке и зарегистрированными в Минюсте России. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах, прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания. При аттестации осуществляется прием экзаменов экзаменационной комиссией и проверка навыков практического управления маломерным судном. Распорядок работы экзаменационной комиссии имеется в Центре ГИМС МЧС России по Магаданской области, время и организация работы доведены до аттестуемых. Непосредственно руководит работой экзаменационной комиссии Главный государственный инспектор по маломерным судам - начальник отдела ГИМС МЧС России по Магаданской области Пронин В.В. Председателем экзаменационной комиссии назначен старший госинспектор - руководитель группы регистрационной и экзаменационной работы. В соответствии с типовой Программой обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. утвержденной 28.10.2005 года заместителем Министра МЧС России Е.А. Серебренниковым, составлен учебно-тематический план обучения, в котором предусмотрена аттестация по следующим дисциплинам: устройство и техническое обслуживание маломерных моторных судов; судовождение (практика); правила пользования маломерными судами; отработка практических навыков управления маломерным судном. На основании учебно-методического плана составлены экзаменационные билеты. Подготовка и обучение судоводителей проводится в Лицее № 4, который имеет соответствующую лицензию. Типовая Программа обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. утвержденная 28.10.2005 года заместителем Министра МЧС России Е.А. Серебренниковым, также доведена и имеется в Лицее № 4, на основании которой составлен учебно-тематический план обучения. После окончания обучения в Лицее № 4, лица, получившие соответствующие документы (дипломы, удостоверения), при обращении в Центр ГИМС МЧС России на заседании экзаменационной комиссии проходят собеседование в объеме требований правил пользования маломерными судами и проверку практических навыков управления маломерным судном. Решение о допуске к сдаче экзаменов судоводителей после самостоятельной подготовки (экстерном) принимает Главный государственный инспектор по маломерным судам по представлению председателя экзаменационной комиссии. Всего с января по ноябрь 2006 года в Центре ГИМС МЧС России по Магаданской области аттестовано 154 судовладельца |
|
 |
|
Рубрика:
Совет по морской деятельности | Распечатать
материал |
|
|
 |
|