|
Правила - не догма. Нужно готовить поправки. |
|
|
 |
рубрика: Статьи и публикации |
|
26 декабря 2007 | 09:10. ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"
Михаил Николаевич Котов. Генеральный директор "Тихоокеанской рыбопромышленной компании". Депутат Магаданской областной Думы.
В комиссию по реформированию рыбной отрасли, созданную при Министерстве сельского хозяйства РФ, включали представителей различных организаций и ведомств, имеющих какое-либо отношение к деятельности рыбаков. Но, как всегда, получилось так, что собственно сами рыбопромышленна ни оказались там в меньшинстве. Один из немногих представителей реального сектора производства в составе комиссии, Михаил Николаевич Котов принимал непосредственное участие в дискуссиях, развернувшихся при обсуждении новых Правил рыболовства. Какова его оценка конечного результата -духа и буквы основного закона для рыбаков? Об этом и не только - в интервью нашей газете.
- Когда шла работа над этими Правилами, поступало многоразличных замечаний и предложений Больше всего -от Магаданской области и Корякского автономного округа. И мы при обсуждении отнеслись к этому очень серьезно Спорили, ругались, принимали какие-то доводы и отвергали другие, пытались договориться, найти компромисс. Что-то удалось, где-то - не договорились. Но все же главное, на мой взгляд, состоит в том, что само принятие новых Правил рыболовства уже облегчило жизнь рыбодобывающим предприятиям. В них попытались систематизировать и собрать все те ведомственные инструкции, которые раньше были разбросаны по приказам различных министерств и ведомств. Теперь не нужно будет все это искать в различных сборниках, законных и подзаконных актах. А в идеале должно быть так: открыл Правила, прочел - и все становится понятно.
Конечно, многих в этом документе что-то не устраивает. В каких-то случаях найти компромисс бывает трудно. Например, ученые считают, что запрет на промысел преднерестовой сельди введен правильно. А рыбаки хотят. чтобы после минтаевой путины суда могли продолжить добычу сельди. Как здесь найти компромисс? Наверное, только руководствуясь соображениями более высокого порядка - то есть принимая решение с точки зрения экологии, сохранения рыбных запасов Позволят запасы сельди вылавливать часть ее в преднерестовый период - тогда можно будет что-то изменить А пока - запрет, как бы нам ни хотелось иного. Многие сегодня отмечают какие-то небрежности, неточности текста Правил и говорят о том, что документ готовился слишком поспешно. Однако, учитывая обстановку, сложившуюся нынешней весной на промысле из-за отсутствия какого бы то ни было руководства к действию для рыбаков и контролирующих органов, все соглашаются с тем, что Правила нужно было принимать срочно. И если бы мы их не приняли, сегодня на добыче нерестовой сельди никто бы не работал, Потому что у контролирующих органов были свои доводы, запрещающие рыбакам ловить сельдь во внутренних водах Да и как ловить, какими орудиями лова, кому можно ловить'' На все эти вопросы ответили новые Правила рыболовства, положив конец долголетним спорам.
Проблемы, конечно, есть, и некоторые - даже очень смешные. При обсуждении вопросов отрасли с премьер-министром М.Е. Фрадковым во время его визита в Магаданскую область мы высказали немало критических замечаний по законодательной базе, в том числе и по запрету специализированного промысла минтая 8 прибрежной зоне. И в Министерстве сельского хозяйства внесли поправку в текст новых Правил, разрешив ловить минтай разноглубинными тралами. Но то ли юристы в стране перевелись, то ли у кого-то из работников аппарата министерства были проблемы с головой, - после этой поправки тут же написали, что ловить можно только на маломерных судах. Поначалу мы какой-то помехи в этом и не увидели, так как 22 февраля министром сельского хозяйства был подписан приказ о перечне судов, которые могут ловить в нашей зоне в прибрежных водах.
Однако в апреле вышел закон о маломерных судах. То есть ловить минтай разноглубинными тралами теперь возможно чуть пи не на байдарках и каноэ Причем и тот и другой документы зарегистрированы в Минюсте. Неужели нельзя было сразу разобраться в этой ошибке? Буквально неделю назад на заседании комиссии по реформированию рыбной отрасли я говорил об этом. И мне ответили, что все замечания, которые имеют под собой реальную основу, будут вноситься поправками в текст Правил. Поэтому мы уже сейчас подготовили свое предложение, губернатор области Н.Н Дудов нас поддержал, подписав его, и поправку отправили в Москву. Дай бог, чтобы мы все - и рыбаки и контролирующие органы - думали над этими вопросами, готовили и подавали свои замечания. Таким образом и будет отработан новый порядок в рыбодобыче.
А драматизировать ситуацию не стоит. Нужно радоваться, что наконец-то новые Правила рыболовства приняты. Ведь и Закон о рыболовстве, который мы пробивали десять лет, приняли сырым, недоработанным. Но он все же дал возможность рыбакам освободиться от аукционов и наладить стабильную работу. И эти Правила тоже упорядочат деятельность отрасли.
- За какой срок при нашей запутанней системе государственного управления может пройти такая поправка? Судя по всему, минтай в это лето придется ловить «на байдарках»?
- Думаю, нет. Ведь это явная юридическая ошибка. Кстати, разрешение работать разноглубинными тралами было внесено в течение трех дней.
- В ближайшие месяцы что-нибудь еще в новых Правилах помешает рыбакам работать?
- Пока нет. Есть вопросы по срокам ведения промысла. Но это уже из области споров между рыбопромышленниками и учеными. Естественно, рыбаки хотели бы работать круглый год. Но в то же время нужно понимать, что если мы сегодня подорвем запасы биоресурсов, то завтра нам ловить будет уже нечего. Поэтому нужно искать золотую середину. Мы должны прислушиваться к доводам ученых, а они - учитывать потребности экономики отрасли. При таком взаимном подходе мы сможем работать стабильно, и не один десяток лет. Правила - не догма. Они будут меняться в зависимости от климатических условий, от состояния биоресурсов и так далее.
- Не получится ли с новыми Правилами, как с Законом о пересечении государственной границы - закон есть, а инструкции по его исполнению нет? Как воспринимали при работе в комиссии представители контролирующих органов этот документ - как закон прямого действия, который не требует ни толкований, ни пояснений?
- Конечно, Правила задумывались как документ прямого действия. Другой вопрос, как начнут их толковать в контролирующих органах? Во всяком случае, могу сказать, что для любого инспектора такие Правила облегчают толкование различных положений о рыболовстве. Все собрано в одном документе. И, повторюсь, первое действие по новым Правилам -выдача разрешительных документов на лов сельди -прошло без каких-либо осложнений.
Что касается Закона о пересечении госграницы, тут уже трудно подобрать слова, чтобы дать определение тому, что происходит. Более года рыбаки тратят огромные ресурсы на то, чтобы оформлять пересечение границы внутренних вод в портах, вместо того чтобы просто пересекать эту линию по мере необходимости в море. После визита М.Е. Фрадкова в Магаданскую область многим ведомствам и министерствам были даны очень серьезные поручения. Думаю, это поможет навести порядок в рыбной отрасли. Вообще, на Председателя Правительства РФ магаданцы произвели очень хорошее впечатление.
Министр сельского хозяйства А.В. Гордеев сообщил, что М.Е. Фрадков вызывал его к себе и сказал о том, что был приятно удивлен тем, что в такой дали работают столь грамотные люди, искренне болеющие за Россию. Вопросы, которые магаданцы ставили перед ним, носили не потребительский характер, а касались работы отрасли в целом.
Премьер-министру понравилось, как здесь функционирует государственная власть, понравилось наблюдать, как работает губернатор области, понравилось то, как здесь умеют перерабатывать рыбопродукцию, понравилось совещание, на котором очень много говорили о рыбаках. М.Е. Фрадков даже попросил передать благодарность рыбакам за подготовку этого совещания. Хотя, надо сказать, что мы особо-то и не готовились. Говорили то, что обсуждаем здесь постоянно. И, конечно, будем критиковать правительство и дальше, если какие-то недоработки не позволят отрасли функционировать в нормальном режиме.
- Есть ли подвижки по другим ключевым вопросам организации работы отрасли, например, по снижению ставок платы за водно-биологические ресурсы, по компенсации возросшей стоимости топлива?
- 27 апреля закон, который внесли наши депутаты Госдумы В.А. Пехтин и С.А. Елисейкин с поддержкой других членов фракции «Единая Россия», был подписан в правительстве и передан на рассмотрение в Законодательное собрание. Я встречался после этого с В.А. Пехтиным и просил, чтобы до конца мая этот закон был внесен на рассмотрение Госдумы. Надеюсь, что это удастся сделать, и тогда ставки за ВБР будут изменены, рыбаки почувствуют какое-то облегчение от налогового бремени.
А вот вопрос о компенсации стоимости топлива пока никак не решается. Единственная поддержка из бюджета, которую имеет отрасль, проходит по реализации национальной программы по выращиванию аквакультуры. В Магаданской области пока, к сожалению, это направление отсутствует. Хотя мы и планируем сейчас вместе с учеными из МагаданНИРО развернуть искусственное воспроизводство лосося на малых реках. Такая программа была подготовлена и направлена в Москву. Для группы наших компаний это представляется перспективным направлением.
Три года работы с учеными, наблюдение за первой искусственно созданной популяцией лосося на реке Кулькутты убедили нас в этом. Конечно, отдача будет не сразу. Первые 3-4 года потребуется лишь вкладывать средства в развитие производства. Зато потом возможно получить прогнозируемый подход рыбы и добиться рентабельности, учитывая те льготы, которые готово нам предоставить правительство.
Кроме этих вопросов, которые, безусловно, волнуют рыбаков, сегодня есть еще один актуальный вопрос. В 2008 году истекает 5-летний срок, на который за рыбопромышленными предприятиями были закреплены доли добычи водных биоресурсов. И уже нашлись люди, желающие поменять правила игры.
В Госдуму поступил проект закона о распределении ВБР на аукционной основе. Причем биржевики, которые собираются нажиться на аукционах, заручились поддержкой Министерства по антимонопольной политике. И если рассматривать ситуацию абстрактно, то получается, что действительно добычей рыбы не могут заниматься все, кто этого хочет. Но ведь в данном случае мы имеем дело с ограниченными ресурсами. И вылавливать их больше, чем это рекомендовано наукой, нельзя. Поэтому такие же ограничения существуют и в других странах, которые имеют даже более совершенное антимонопольное законодательство, чем Россия. И никаких вопросов там не возникает. Значит, это уже не борьба за свободу конкуренции в отрасли, здесь работают другие движущие мотивы.
На мой взгляд, кому-то, кроме желания нажиться на аукционных торгах, очень хочется вернуться к торговле импортной рыбой. Ведь сейчас Министерство сельского хозяйства ведет очень активную политику защиты отечественных рыбаков. И совершенно оправданно это делает. К чему нам есть норвежского геномодифицированного лосося, если есть собственные запасы рыбы, выросшей в естественных природных условиях?
Год от года поставки дальневосточного лосося на материк растут Так будет продолжаться и дальше. А если введут аукционы, рыбная отрасль страны, только поднимающаяся на ноги, будет просто уничтожена. Об этом я говорил депутатам Государственной Думы. И они пообещали, что такой закон ни в коем случае принят не будет. Отрадно было слышать. Хотя... как показал последний десяток лет, в жизни нашей может случиться всякое.
Николай ПАНОВСКИЙ "Колымский тракт" |
|
|
Распечатать
материал |
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|